Есть конспект?
Пришлите нам!

‘лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать’ - эта пословица хороша только для взрослых. маленькие дети отдают предпочтение звукам.


Новое исследование показало, что маленькие дети предпочитают уделять больше внимания звукам, чем визуальным изображениям, когда их им предоставляют одновременно и они равнозначны по привлекательности несущей информации. Другие исследования уже раньше подчеркивали подобные результаты, однако это первое, которое доказало, что предпочтение слуху распространяется на дошкольников со средним возрастом до 4 лет.

“Взрослые люди вообще предпочитают визуальную информацию, если есть выбор. Но если Вы хотите акцентировать на себе внимание маленьких детей, в этом случае звуки вообще более эффективны, чем зрительное восприятие, если конечно звуки и картинки имеют равную степень интереса”, сказал Владимир Слутский, профессор в Центре Когнитологии в Государственном Университете Штата Огайо.

Слутский сказал, что маленькие дети вероятно более настроены к звукам, чем к восприятию визуальной информации потому, что это предпочтение к слуху помогает им лучше усваивать язык.

В то время как обработка слов и звуков занимает некоторое время, визуальные картины обрабатываются мозгом очень быстро. Картины зрительного восприятия часты и довольно постоянны, в то время как слова и звуки – более редкие события и однообразны.

Слутский, который является также деканом Колледжа Человеческой Экологии при Государственном Университете Штата Огайо, проводил это исследование совместно с аспиранткой Амандой Наполитано. Их результаты исследования опубликованы в выпуске журнала Child Development в номере за май/июнь.

Исследование проводилось в несколько связанных этапов. В первом 15 дошкольников и 20 взрослых рассматривали разные фотографии (пейзажи) и слышали звуки (три простых тона) одновременно на компьютере. Их просили запомнить, какие звуки соответствуют тем или иным картинкам, а затем показать их, когда те появятся снова. Специальная компьютерная программа меняла произвольным образом соответствия фотографий звукам. После чего участники эксперимента видели те первоначальные картинки, но с другим звуком, то слышали те первоначальные звуки, но уже с другими фотографиями.

По прошествии многократных испытаний среди детей большинство правильно отобрали по памяти звуки (53 процента выбрали правильные звуки, 15 процентов выбрали правильные картинки и 23 процента отобрали четко соответствующие звукам картинки). Однако, среди взрослых 100 процентов отобрали фотографии без расчета на их соответствие со звуками.

Этот первый эксперимент поднял несколько интересных вопросов. Возможно, маленькие дети неспособны четко обрабатывать визуальную информацию при наличии альтернативной (звуковой). Поэтому исследователи повторили эксперимент, но уже без звуков вообще - дети просто должны были выбрать правильное изображение. И в этом эксперименте, дети не имели никаких проблем, выбирая правильную картинку.

“Это говорит о том, что обработка визуальной информации не сложна для детей, но они отдают предпочтение слуховому восприятию”, сказал Слутский.

В другом исследовании ученые стремились устранить путаницу соответствия фотографий и звуков, которую участники имели в первом эксперименте. В этом случае, участникам еще раз показывали изображение, скрепленное со звуком и просили указать, когда тот же набор картинка-звук появится снова. Но на сей раз проверка осуществлялась на четырех возможных комбинациях - правильное изображение и правильный звук; другое изображение и другой звук; другое изображение и правильный звук; и правильное изображение и другой звук.

Дети справились с задачей очень хорошо и правильно указали на правильные картинки с правильными звуками, и при этом также указали на наборы с иными картинками и иными звуками, как на явно “не те”. В обоих случаях они получили более чем 80-88 процентов правильных ответов.

Однако очень плохой результат они показали, когда правильным звукам соответствовало другое отличное изображение (только 30-процентнов подметили правильно это обстоятельство).

В то же самое время, взрослые не имели никакой проблемы, выбирая правильные наборы в любой из этих четырех комбинаций.

Эти эксперименты были повторены с использованием различных типов визуальной информации – от простых геометрических фигур типа треугольников и квадратов, до более сложных пейзажей. Однако, дети уделяли больше внимания и предпочли звуки вне зависимости от сложности изображений.

Слутский сказал, что другие исследования выявили слуховое предпочтение у 6-10-месячных младенцев. Это обстоятельство объясняет тот факт, что слуховая система развивалась в течение прошлого триместра беременности, в то время как визуальная система не начинает функционировать до окончания рождения.

Причем данное предпочтение к восприятию слуховой информации у детей имеет определенный смысл. Ведь если бы дети больше воспринимали зрительную информацию, то как бы они смогли освоить язык?

Новое исследование Слутского и его коллег показывает, что дети начинают переключаться от предпочтения звукам к визуальной информации приблизительно в 5 лет, то есть приблизительно на год старше, чем те дети, что проходили тестирование. К тому времени дети уже успешно осваивают родной язык.

Однако Слутский подчеркнул, что эти результаты не подразумевают, что визуальная информация не важна для маленьких детей. Только при равной степени заинтересованности дети отдают предпочтение звукам. Если они увидят более привлекательную для них визуальную информацию, то выбор между звуком и картинкой будет предопределен в пользу последней.

Это исследование было осуществлено при финансовой поддержке Национального Научного Фонда.

Информация для контакта:

Vladimir Sloutsky, (614) 292-7594; Sloutsky.1@osu.edu


Dr.BoT© Konspektiruem.ru