Есть конспект?
Пришлите нам!

Парижский инженер отсканировал настоящую Джоконду


Парижский инженер отсканировал настоящую Джоконду
Посетители с пониманием относятся к такому научному издевательству над изображением таинственной дамы (фото AP/Marcio Jose Sanchez). Парижский инженер отсканировал настоящую Джоконду

23 октября 2007
  

Искусствоведы разных мастей уже не один век бьются над многочисленными загадками "Джоконды". Выводы, которые делали учёные, были один невероятнее другого. Наука практически подошла к тому, чтобы признать таинственную Мону Лизу посланницей альфы Центавра, как вдруг появился добрый парижанин и раскрыл все джокондины секреты.

Паскаль Котт (Pascal Cotte) — так зовут человека из Парижа, которому мы теперь обязаны новым знаниям об удивительной картине Леонардо да Винчи.

А началось всё, по словам Котта, ещё в 1960-х годах. Когда Паскаль, будучи мальчиком (сейчас ему 49 лет), впервые увидел "Мону Лизу" в Лувре (Louvre), он провёл несколько часов, разглядывая картину.

Один из них даже узнал на портрете своего начальника (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Один из них даже узнал на портрете своего начальника (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Прошло время, и теперь уже инженер Паскаль Котт снова принялся её рассматривать, но с использованием специальной техники. Три года назад он сделал серию снимков "Джоконды" с помощью специального 240-мегапиксельного сканера. На это он потратил ещё больше времени — примерно 3 тысячи часов. С ума сойти!

Однако терпеливый исследователь не ограничился обычным светом — он применил 13 разных светофильтров (видимо, совсем не суеверный гражданин). Он даже использовал инфракрасное и ультрафиолетовое освещение. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас.

«Джоконда» — одна из пятисот картин, которые Паскаль Котт (это он на фотографии) исследовал в разных спектрах с высочайшим разрешением. Среди прочих — произведения ван Гога, Брейгеля, Курбе и других европейских мастеров живописи (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

«Джоконда» — одна из пятисот картин, которые Паскаль Котт (это он на фотографии) исследовал в разных спектрах с высочайшим разрешением. Среди прочих — произведения ван Гога, Брейгеля, Курбе и других европейских мастеров живописи (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим — оно было чуть более широким, а улыбка — несколько более выразительной.

Сейчас детальные снимки «Моны Лизы» выставлены на экспозиции a href="http://www.davincithegenius.com/"Da Vinci — Exhibition of Genius/a в Сан-Франциско (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Сейчас детальные снимки «Моны Лизы» выставлены на экспозиции Da Vinci — Exhibition of Genius в Сан-Франциско (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Во-вторых, выяснилось, что да Винчи решил поменять положение двух пальцев на левой руке дамы.

Опять Котт! Ну, раз уж мы вам его показываем, то упомянем заодно, что он возглавляет компанию a href="http://www.lumiere-technology.com/"Lumiere Technology/a, занимающуюся высокоточной оцифровкой картин в различных диапазонах электромагнитного спектра (фото AP).

Опять Котт! Ну, раз уж мы вам его показываем, то упомянем заодно, что он возглавляет компанию Lumiere Technology, занимающуюся высокоточной оцифровкой картин в различных диапазонах электромагнитного спектра (фото AP).

И, в-третьих, стало понятно, что поначалу Мона Лиза этой самой рукой поддерживала покрывало, которое сейчас уже почти не видно из-за того, что краски поблекли. Котт заметил, что с тех пор художники, копируя это знаменитое полотно, передавали это положение руки, вовсе не понимая, почему оно именно таково.

«Мона Лиза» в начале 1500-х и в начале 2000-х. Реконструкция Паскаля Котта (фото с сайта bluebretzel.com).

«Мона Лиза» в начале 1500-х и в начале 2000-х. Реконструкция Паскаля Котта (фото с сайта bluebretzel.com).

Обнаружился ещё один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.

Вот так проходил процесс сканирования. Разрешение полученного изображения составляет 150 тысяч точек на дюйм. Благодаря этому картина была увеличена в 24 раза (фото с сайта bluebretzel.com).

Вот так проходил процесс сканирования. Разрешение полученного изображения составляет 150 тысяч точек на дюйм. Благодаря этому картина была увеличена в 24 раза (фото с сайта bluebretzel.com).

Да и вообще, Котт выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Это, конечно, неудивительно, но упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад (Леонардо писал "Джоконду" несколько лет в начале XVI века).

Инженер сделал "виртуальную реставрацию" картины, и она предстала в оригинальном виде. Оказалось, что цвет кожи был "тёплым" розовым, а небо на фоне — не серо-зелёным, а сияющим голубым.

Однако на этом Паскаль Котт не останавливается и продолжает изучать шедевр да Винчи. Видимо, старательный парижанин решил в какой-то степени последовать словам Леонардо, сказавшего когда-то, что работа над произведением искусства никогда не может закончиться, а может быть только лишь заброшена.

Dr.BoT© Konspektiruem.ru