Есть конспект?
Пришлите нам!

Мороз для космоса заботится о телах горячих парней


Мороз для космоса заботится о телах горячих парней
Мотогонщик Сете Джиберно и его охлаждающий костюм, созданный "по мотивам" космических скафандров (фото ESA/Spidi — Grado Zero Espace). Мороз для космоса заботится о телах горячих парней

9 марта 2006
  

Технологии защиты от перегрева, обкатанные в космических скафандрах, оказались очень полезными в целом ряде вполне земных одеяний: в спецодежде для пожарных и сталелитейщиков, костюмах для мотогонщиков и механиков Формулы-1.

Необычные "космические" материалы и системы решили "приземлить" инженеры из проекта "Безопасный и прохладный" (Safe&Cool). Это часть многочисленных проектов программы передачи технологий Европейского космического агентства (ESA) в "наземные" сферы.

Консорциум Safe&Cool (The Safe&Cool Project Consortium), призванный разработать все детали необычных костюмов и довести их до стадии коммерческой продукции, был создан несколькими компаниями из Италии, Бельгии и Польши.

Заметим, огромное число рабочих, вынужденных носить тяжёлые, непроницаемые защитные одежды, выполняя одновременно приличные физические нагрузки, рискуют получить тепловой удар даже при нормальных наружных температурах. Что уж говорить о жаркой обстановке.

Новый проект должен адаптировать технологии терморегулирования космических скафандров к различным специальным костюмам, к примеру, к одежде для сталелитейщиков (фото ESA).

Новый проект должен адаптировать технологии терморегулирования космических скафандров к различным специальным костюмам, к примеру, к одежде для сталелитейщиков (фото ESA).

"Существующая защитная одежда для работы при повышенных температурах во многих случаях может оказаться бессильной, — объясняет Стефано Карозио (Stefano Carosio) из итальянской компании D'Appolonia, управляющей проектом Safe&Cool. – Мы развиваем специальный защитный материал со встроенной системой охлаждения, основанной на технологии космических скафандров".

Но чем же плохи традиционные защитные одеяния? Во-первых – они задерживают влагу, идущую наружу, создавая для человека мини-парник. Сделать так, чтобы влага легко испарялась с тела, но при этом оставался надёжный барьер против проникновения извне горячего воздуха и опасных веществ (на химпроизводстве, скажем) – непростая задача.

Терморегулирующий слой новой ткани с трубками хладагента (фото Safe&Cool Project Consortium).

Терморегулирующий слой новой ткани с трубками хладагента (фото Safe&Cool Project Consortium).

А традиционные теплоизолирующие слои, применяемые в спецодежде для пожарных или сталелитейщиков сейчас, зачастую лишь немного облегчают условия для человека. Кардинальное решение – специальная система охлаждения.

Охлаждающий аппарат, используемый в этом проекте, уже был опробован в одежде механиков команды Формулы-1 — McLaren, а также – в костюме испанского мотогонщика Сете Джиберно (Sete Gibernau).

Тонкие трубки, вплетённые в текстиль, создают "кровеносную систему" для жидкости-теплоносителя, которая удаляет излишки температуры от человека.

Но принудительным охлаждением одежды проект Safe&Cool не ограничивается. Его авторы придумали трёхмерную текстильную структуру с теплозащитным слоем и слоем контроля над влажностью, призванными заменить традиционные защитные слои.

Охлаждающий костюм механиков Формулы-1 (фото West McLaren Mercedes).

Охлаждающий костюм механиков Формулы-1 (фото West McLaren Mercedes).

Здесь нашли применение гидрофобные волокна, создающие ощущение комфорта при соприкосновении с телом, перемешанные с волокнами гидрофильными, создающими "каналы всасывания" и транспортирующими влагу от кожи — наружу.

Ещё одна новация – специальный водонасыщенный полимер. Он будет добавлен к новому материалу либо как покрытие, либо как порошок, внедрённый в ткань. Смысл этого ингредиента в том, чтобы создать "искусственный пот", вырабатываемый тканью при экстремальном нагреве.

Сначала полимер будет поглощать влагу, мигрирующую через полупроницаемую мембрану изнутри костюма – от человека.

Если же хозяин одежды попадёт в очень горячую окружающую среду, когда система охлаждения не сможет справиться с поддержанием нормальной температуры тела, полимер выпустит накопленную впрок жидкость, имитируя обильное потоотделение и сбивая температуру.

Основные слои нового костюма (сверху вниз): водный гель для искусственного пота (голубой цвет), полупроницаемая мембрана (красный цвет), трёхмерная тканевая система (синий цвет), трубки системы охлаждения (чёрный). Стрелкой показано движение влаги от тела человека — наружу (иллюстрация Safe&Cool Project Consortium).

Основные слои нового костюма (сверху вниз): водный гель для искусственного пота (голубой цвет), полупроницаемая мембрана (красный цвет), трёхмерная тканевая система (синий цвет), трубки системы охлаждения (чёрный). Стрелкой показано движение влаги от тела человека — наружу (иллюстрация Safe&Cool Project Consortium).

Safe&Cool должен разработать целую гамму спецодежды, основанной на комбинации всех этих технологий. Помимо пожарных или работников сталелитейной промышленности, такие одежды могут оказаться незаменимыми в области спорта.

На транспорте новые идеи также пригодятся. И не обязательно в виде специальных костюмов. Это могут быть терморегулирующие вставки в обивке сидений и интерьере автомобилей.

Опытные комплексы такого рода уже испытывает польская компания TAPS, входящая в консорциум Safe&Cool и специализирующаяся как раз на материалах для интерьеров автомобилей, поездов и других видов транспорта.

Вот такой длинный путь проделали идеи, первоначально придуманные, чтобы защитить космонавтов от перегрева при работе в открытом космосе в прямых солнечных лучах.

Dr.BoT© Konspektiruem.ru