Есть конспект?
Пришлите нам!

Монорельс на человеческой тяге развлекает пассажиров


Монорельс на человеческой тяге развлекает пассажиров
Такой заезд обходится в $45 на одного участника. Дорого? Но это соревнования. А если данная штуковина станет транспортом, расценки на поездку могут снизиться едва ли не до нуля. Затрат-то — минимум (фото с сайта shweeb.co.nz). Монорельс на человеческой тяге развлекает пассажиров

25 июля 2008

Странная конструкция: обтекаемые коконы подвешены к "небесной дорожке" и приводятся в движение силой своих пассажиров. Да кому будет охота крутить педали в такой капсуле?! Но за этим в Новую Зеландию прилетают тысячи людей. Они, впрочем, полагают, что играют. А вот создатель необычной системы уверен – они испытывают прототип транспорта будущего.

Над проработкой деталей этого проекта изобретатель Джеффри Барнетт (Geoffrey Barnett) трудился шесть лет.

Он посчитал, что наибольший эффект от велосипедного привода можно получить, только если снизить до минимума сопротивление движению. И если велосипеды в обтекаемых колпаках уже известны, Джеффри добавил к ним ещё одну важную составляющую – монорельс.

Жёсткие колёса и стальной путь – пара, дающая минимальное сопротивление качению. По идее, на такой дороге можно развивать большую скорость, затрачивая минимум усилий. А если такой монорельс ещё и замкнуть в кольцо – на нём можно и гонки устраивать.

Вход-выход через удобную дверь. Капсулы обладают небольшой площадью поперечного сечения, так что затраты седока на преодоление аэродинамического сопротивления — невелики (фотографии и иллюстрация с сайта shweeb.co.nz).

Вход-выход через удобную дверь. Капсулы обладают небольшой площадью поперечного сечения, так что затраты седока на преодоление аэродинамического сопротивления — невелики (фотографии и иллюстрация с сайта shweeb.co.nz).

Разумеется, дьявол – в деталях. Потому на создание оптимальной конструкции монорельса и вагончиков к нему у Барнетта ушло столько времени.

И что из этого вышло?

Отправляемся в центр развлечений Agroventures, расположенный в пределах всемирно известного тематического парка Agrodome, что находится неподалёку от новозеландского города Роторуа (Rotorua).

Там туристы могут утолить свою страсть к приключениям, попробовав банджи-джампинг и свободный полёт над мощным вентилятором, покатавшись на скоростных катерах по узкой речке или скатившись с холма на зорбе. Наконец, там же можно увидеть шоу дрессированных овец.

Именно в Роторуа Джеффри и реализовал свою идею, дополнив местные аттракционы ещё одним магнитом – первым в мире монорельсом на мускульной тяге.

Особых ограничений на "вождение" Shweeb нет. Главное, чтобы рост ваш был больше 1,4 метра. Так что 9-10 летние ребятишки могут стать водителями этой капсулы. Что до верхней планки, то её никто не устанавливал. Хозяева трассы пишут о 82-летнем наезднике. На снимке — гонка два на два, но возможны и одиночные заезды, и соревнования в большем составе (фото с сайта shweeb.co.nz).

Особых ограничений на "вождение" Shweeb нет. Главное, чтобы рост ваш был больше 1,4 метра. Так что 9-10 летние ребятишки могут стать водителями этой капсулы. Что до верхней планки, то её никто не устанавливал. Хозяева трассы пишут о 82-летнем наезднике. На снимке — гонка два на два, но возможны и одиночные заезды, и соревнования в большем составе (фото с сайта shweeb.co.nz).

Называется он Shweeb. В основе — два 200-метровых подвесных пути. Закольцованных, бегущих бок о бок на высотах от двух до четырёх метров и порой переплетающих свои траектории.

Под этими дорогами располагаются прозрачные капсулы вместимостью один пассажир. Он же – водитель, и он же – двигатель.

Вращая педали изо всех сил, "пилот" этого подвесного велика может разгоняться до 45 километров в час.

Вообще-то, закрытые в узкие коконы специальные велосипеды, созданные для установления рекордов скорости, разгоняются на асфальте куда быстрее. Максималка, зафиксированная в таких заездах, составляет более 130 километров в час.

Но, во-первых, в рекордных аппаратах очень тесно в плечах, а из их кабин мало что видно, в то время как в "стручке" Shweeb довольно комфортно, а обзор – на все 360.

Во-вторых, рекорды скорости ставят профессиональные спортсмены, а на Shweeb гоняют и стар и млад.

Сиденья в Shweeb имеют регулировку по росту велосипедиста (фото с сайта shweeb.co.nz).

Сиденья в Shweeb имеют регулировку по росту велосипедиста (фото с сайта shweeb.co.nz).

А ещё – тут есть повороты. В них – своя прелесть. Капсулы закреплены так, что могут свободно раскачиваться вправо-влево, и на виражах они наклоняются в сторону, словно мотоцикл (с той лишь разницей, что дорога у них — сверху). Угол наклона достигает 60 градусов. Это добавляет острых ощущений.

А обычный велосипед в коконе? Вести его – настоящая мука. Он очень боится поперечного ветра, а падение на нём – опыт не из приятных. В Shweeb же всё предельно безопасно. Даже более безопасно, нежели, скажем, в веломобиле.

И увлекательно. Забравшись в капсулу, можно бороться как с секундомером, так и в "очной ставке" – с соперником, "болтающимся" на соседнем треке.

На данный момент рекорд 600-метровой гонки на Shweeb составляет 58,2 секунды. Его установил некий новозеландский юноша по имени Крис (Chris). Есть ещё несколько человек, которым удавалось пройти данную дистанцию быстрее минуты или за минуту с несколькими секундами.

Почему 600 метров? Просто три круга — это стандартное "предложение" аттракциона своим клиентам, желающим попробовать силы в необычном спорте. Но за отдельную плату можно заказать и 1000-метровый заезд.

Если у вас нет возможности побывать Роторуа, попробуйте мысленно поместить себя на место человека, чьи ноги мы видим. Интересно? Мы бы тоже хотели знать, как скоро Shweeb распространится по земному шару (фото с сайта shweeb.co.nz).

Если у вас нет возможности побывать Роторуа, попробуйте мысленно поместить себя на место человека, чьи ноги мы видим. Интересно? Мы бы тоже хотели знать, как скоро Shweeb распространится по земному шару (фото с сайта shweeb.co.nz).

Веломонорельс был официально открыт в ноябре 2007 года, а в начале года нынешнего аттракцион получил возможность проведения командных гонок: ведь теперь на каждый трек можно одновременно поставить до пяти капсул.

При этом капсулы команды соединяются между собой последовательно, образуя велопоезд. Он может разгоняться быстрее, чем капсула-одиночка, поскольку аэродинамическое сопротивление у "паровоза" сравнимо с сопротивлением одного вагончика, а мощность – впятеро выше.

И тут, полагает Барнетт, все могут убедиться в перспективах данного проекта. Ведь туристический аттракцион его автор считает полигоном для транспортной системы будущего.

Как она может выглядеть? Это должна быть разветвлённая сеть монорельсов, ветки от которой протянуты прямо в дома.

Позавтракав, какой-нибудь бизнесмен спускается на второй этаж, где его ждёт свободный кокон Shweeb. Человек садится в прозрачную кабинку и по стрелке вливается в главную артерию, ведущую, например, в центр города.

Здесь целые вереницы капсул подходят вплотную друг к другу (для смягчения ударов при стыковке капсулы снабжены амортизаторами), экономя энергию на сопротивлении воздуха.

Приблизившись к нужной станции, бизнесмен притормаживает и по стрелке уходит с основного пути, оказываясь в офисном здании.

Автор этой системы транспорта умалчивает о многих проблемах. Например, об организации движения капсул на стрелках, преодолении существенных перепадов высот, если рельеф города не слишком плоский, способах оплаты и приспособленности таких капсул к сильной жаре, либо, напротив, морозу. Но идея заслуживает внимания, не так ли? (иллюстрация с сайта gizmag.com).

Автор этой системы транспорта умалчивает о многих проблемах. Например, об организации движения капсул на стрелках, преодолении существенных перепадов высот, если рельеф города не слишком плоский, способах оплаты и приспособленности таких капсул к сильной жаре, либо, напротив, морозу. Но идея заслуживает внимания, не так ли? (иллюстрация с сайта gizmag.com).

Домой пользователь такой системы возвращается аналогичным образом. И никаких выхлопа, шума, платы за парковку, перекрёстков. Плюс – попутный фитнес. При этом затраты усилий и нервов – куда меньше, чем если бы человек отправился на работу на обычном велосипеде по городским улицам.

Барнетт отмечает, что такие велокапсулы могут быть общественными, а не личными. Любую из них, если она не нужна, можно оставить на специальной парковке.

Пожалуй, эта схема передвижения на мускульной тяге будет понадёжнее другой альтернативной транспортной велосистемы — стеклянных труб.

Сам монорельс, говорит его изобретатель, устроен несложно, стоит недорого и занимает минимум места в "воздушном пространстве" города.

"Мир ждёт этот транспорт", — считает создатель веломонорельса. Не знаем, как насчёт мира, но мы с удовольствием бы прокатились в таких коконах. Пусть сам автор Shweeb всё нажимает и нажимает на экологичность и рациональность, все, кто пробовал данный аппарат в деле, говорят кратко: "Весело!"

Dr.BoT© Konspektiruem.ru