Есть конспект?
Пришлите нам!

Леонардо да винчи опередил не только свое, но даже наше время в знаниях о восприятии человеческого глаза...


Впечатление от картины Клода Моне “Восход солнца” (1872 год). Внизу эта же картина в черно-белых тонах.

Загадочная улыбка Моны Лизы - это только одна из уловок, используемых великими художниками начиная с эпохи Возрождения, которые уже тогда знали, как работает восприятие человеческого глаза - знание, которое ученые только теперь начинают понимать более менее.

"Я возрождаю методы, которые некоторые художники прошлого знали в течение многих лет, но не раскрывали секреты своего искусства", сказала профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардской Медицинской Школы в Бостоне, на ежегодной встрече Американской Ассоциации Развития Науки.

В течение недавней поездки в Musйe Marmottan в Париже, Ливингстон исследовала живопись Клода Моне 1872 года, а именно картину – “Восход солнца”. Солнце на картине художника появляется в виде яркого, по нашему мнению, красного пятна на фоне зелено-серого туманного неба. Уже взошедшее солнце отражается в воде вблизи некоторых рыбацких лодок.

Но вопреки нашему восприятию этой картины в радужном свете и ярких тонах, на самом деле, солнце фактически представляет собой не более чем мрачное небо. Просто наша визуальная система глаза имеет две степени сравнения: по окраске и по яркости. И только благодаря цветовому различию контрастов, солнце кажется нам очень ярким на фоне всего серого и тусклого неба.

Яркость или интенсивность отраженного света не связана с цветами. Например, в черно-белых фотографиях, все объекты той же самой яркости серы одинаково, будь то синий, красный или зеленый цвета, или же желтый, голубой или розовый.

Мона Лиза. Внизу эта же картина в черно-белых тонах.

Так, когда Ливингстон взяла, черно-белую фотографию живописи Моне, солнце исчезло с неба и слилось в серых тонах с остальным серым небом. Это говорит о том, что оно имело такую же яркость на картине, как и сами серые облака, окружающие его.

Моне знал, что система человеческого видения разбита на две функции. Это знали и другие великие художники, которые подобно Моне поняли эти особенности и использовали их, чтобы создавать потрясающие картины с чистейшей иллюзией с цветами, которые своим положением могли заменять эффект яркости.

Сегодня, мы знаем, что одна из функций, которые имеют все млекопитающие, позволяет нам видеть три измерения и движение, но не цвет. Другая функция, которой обладают лишь люди и приматы, позволяет нам распознавать объекты и лица, видеть цвета и оценивать окружающую среду в многообразии красок. То есть, например, собака, не различающая цветов, никакого восхода солнца на картине не увидит.

Портрет Моны Лизы, висящий в парижском музее - Лувре, точно таким же образом создает у нас в мозгу впечатление от ее загадочной. Леонардо да Винчи использовал эффект теней вокруг линии ее подбородка, чтобы подчеркнуть ее рот. 

В результате улыбка Моны Лизы наиболее явно просматривается, когда глазами мы смотрим ей в глаза или на фон картины. Но стоит посмотреть прямо ей в рот, как этот эффект чудо-улыбки исчезает и менее очевиден. 

Неуловимое качество улыбки Моны Лизы можно объяснить фактом, что ее улыбка почти полностью создана художником в таких красках, которые проявляются нашему глазу при низких частотах спектра, и поэтому замечаемы лучше всего нашим периферийным видением.

"Эти художники-импрессионисты - да Винчи, Чак Клозе и Роберт Силверс обнаружили эти фундаментальные истины, которые ученые только теперь распутывают", сказала Ливингстон.

Леонардо да Винчи создал свою Мону Лизу, также известную как "Джоконда" аж в эпоху между 1503 и 1506 годами. Вот как надолго они опередили свое время!


Dr.BoT© Konspektiruem.ru