Есть конспект?
Пришлите нам!

Инженерная неваляшка радует третьим колесом


Инженерная неваляшка радует третьим колесом
Своё незаметное, но полезное ноу-хау изобретательницы стараются сделать как можно симпатичнее (фото с сайта dartmouth.edu). Инженерная неваляшка радует третьим колесом

30 мая 2006
  

Научится кататься на велосипеде – дело нехитрое, но часто довольно болезненное. Чтобы решить проблему, нужно только заставить ваш двухколёсный велосипед не падать. И вдруг оказалось, что это не только сказать, но и сделать можно довольно просто. И, главное, дёшево.

Чего только не делали с велосипедами: снабжали солнечными батареями, отправляли плавать под водой, разрешили на нём кататься лёжа, ездить боком, заниматься спортом и даже использовать в качестве оружия политической борьбы!

По поводу очередного "изобретения велосипеда" можно думать долго, но точку в размышлениях быстро ставит окружающая действительность. Что уж тут поделаешь, но какими бы замечательными приспособлениями разные выдумщики ни снабжали своих двухколёсных "братьев", а по-настоящему на них прижились разве что клаксон, катафоты да переключатель скоростей. Вот такие дела. Ведь велосипед — не самое высокотехнологичное достижение цивилизации, поэтому модернизация этого устройства проходит с большим трудом.

И, тем не менее, перед нами GyroBike, и это изобретение – опять велосипед.

Все испытатели дают высшую оценку GyroBike. Кстати, самым младшим по 4-5 лет (фото с сайта gizmodo.com).

Все испытатели дают высшую оценку GyroBike. Кстати, самым младшим по 4-5 лет (фото с сайта gizmodo.com).

Кажется, GyroBike не имеет значительных особенностей, кроме, разве что, переднего колеса, которое по виду кажется сплошным, как у трековых велосипедов. Но в этом колесе как раз и заключается всё ноу-хау.

Раскроем сразу карты GyroBike: особенность устройства в том, что велосипед не падает. Внутри переднего колеса, между спицами, находится другое "колесо", свободно вращающееся и, таким образом, являющееся гироскопом.

При разгоне велосипеда оно также разгоняется, а вот при замедлении хода – этот тяжёлый гироскоп не спешит снижать скорость, как колесо внешнее, а по инерции вращается ещё долго.

Напомним, что особенность гироскопа заключается в способности сохранять направление оси вращения в пространстве, если внешние силы отсутствуют. Если внешняя сила будет действовать на гироскоп, то ось гироскопа будет стремиться отклониться не в том направлении, в котором действует сила, а в перпендикулярном. Таким образом, выходит, что гироскоп сопротивляется изменениям.

Энника Роуз (Annika Rose): "Как ни поворачивай его, он никогда не упадёт. На таком велосипеде намного легче ездить" (фото с сайта thegyrobike.com).

Энника Роуз (Annika Rose): "Как ни поворачивай его, он никогда не упадёт. На таком велосипеде намного легче ездить" (фото с сайта thegyrobike.com).

А когда происходят самые заметные изменения в положении колеса? Разумеется, при падении. Но если гироскоп расположить, как в нашем случае, внутри спиц на оси колеса, то получается, что он будет препятствовать падению велосипеда.

Всё очень просто. Было бы удивительно, если бы никто не догадался до такой простой находки. Разумеется, догадались – в этой идее нет ничего нового, но инженеры говорили о том, что применить такое для велосипеда было бы слишком сложно.

Однако студенты Дартмутского колледжа (Dartmouth College) как-то не очень прислушивались к советам маститых специалистов, да потихоньку занимались разработкой гироскопа, который можно было как-нибудь приладить к велосипеду.

И вот, прошло всего каких-то 10 недель, как появилось то самое гироскопическое колесо, что должно было урезонить падающий велосипед. Недолгое тестирование показало, что велосипед действительно стал намного устойчивее, и это было ощутимо даже начинающим велосипедистам, что как раз и нужно молодым изобретателям.

GyroByke: устойчив, но выдержит ли троих? (фото с сайта thedartmouth.com).

GyroByke: устойчив, но выдержит ли троих? (фото с сайта thedartmouth.com).

Следующий шаг – уже вне рамок изобретательства – попытка получить патент на изобретение. Но главная трудность состоит в том, что, как мы уже сказали выше, идея не нова, и процесс рассмотрения патента сильно затянулся. Выдумщики было опечалились, но вдруг появился юрист Уильям Логинов (William A. Loginov), выпускник того же Дартмута, и предложил свою безвозмездную помощь.

Пока неизвестно, как продвигается экспертиза заявки на патент, но дартмутский велосипед приобретает всё большую популярность. Причин тому множество.

Во-первых, с него действительно трудно упасть. Всякий раз, когда велосипед начинает падать, гироскоп создаёт момент, приложенный к колесу, заставляющий его ось вернуться в прежнее горизонтальное положение. И, что интереснее всего – упасть трудно почти любому испытателю, а ведь среди них были и дети 4-5 лет!

Детские фантазии на тему любимого велосипеда (иллюстрации с сайта thegyrobike.com).

Детские фантазии на тему любимого велосипеда (иллюстрации с сайта thegyrobike.com).

Во-вторых, GyroBike оставляет неограниченный простор для развлечений. Ещё во время испытания разработки дети придумали эдакий способ тестирования, которому дали название "призрак-наездник": они разгоняли велосипед без ездока и толкали вперёд, в результате чего "непадающий" GyroBike продолжал некоторое время ровно ехать, как если бы на нём кто-то сидел.

В-третьих, кататься на велосипеде могут не только дети, но и взрослые; особенно он может пригодиться людям с ослабленным здоровьем, с дисфункциями опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями.

В-четвёртых, это гироскопическое удовольствие обойдётся в каких-то $39...

Иногда создаётся впечатление, будто среди велотранспортных средств действует какой-то естественный отбор, в котором выживают наименее вычурные модели, поэтому к GyroBike судьба должна быть благосклонна. По крайней мере, этого очень бы хотелось.

Dr.BoT© Konspektiruem.ru